Наш опыт

Выиграно 5 судов с ОАО «РЖД» за просрочку доставки

Наш клиент ООО «НТК» оказывает услуги в сфере железнодорожных перевозок и заинтересован в том, чтобы его вагоны курсировали по всей России и странам СНГ как можно быстрее. Всё логично: вагон быстрее проходит маршрут, быстрее приносит прибыль, как следствие, повышается доходность бизнеса в целом.

В России сотни, а может быть тысячи собственников вагонов, но, к сожалению, только одна организация, которая оказывает услуги по транспортировке вагонов - ОАО РЖД. Когда ты монополист, ты не заинтересован в том, чтобы оказывать услуги максимально быстро и качественно, ведь твои клиенты никуда не денутся и не уйдут к конкурентам , так как ты единственный игрок на рынке. Монополист заинтересован в том, чтобы оказать услуги не столько качественно, сколько экономно, с минимальными для себя затратами и максимальной маржой.

Как следствие, наш клиент ООО «НТК», как собственник и оператор железнодорожного подвижного состава, часто сталкивается с тем, что железнодорожные вагоны, которые он направляет из точки А в точку Б (зачастую через всю Россию) идут долго, обходными путями, долго простаивают на станциях в пути следования.

  • Что делать в таком случае?
  • Как надавить на РЖД? Как стимулировать уменьшение сроков доставки?
  • Как компенсировать убытки компании?


Необходимо отработать эффективную методику воздействия на перевозчика ОАО РЖД, в результате которой получится
  • Получить денежную компенсацию длительной перевозки вагонов;
  • Сократить сроки перевозки в дальнейшем.

Доказательства факта нарушения

Согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). 

Согласно ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245) установлено, что дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.

Таким образом, мы проанализировали железнодорожные накладные между ООО «НТК» и ОАО «РЖД» и обнаружили, что календарными штемпелями станций отправления и прибытия в железнодорожных накладных, содержащих точные даты отправления вагонов и их прибытия, подтверждается факт нарушения нормативных сроков доставки вагонов и грузов.

Начисление неустойки / штрафа

Итак, имеется нарушение, имеются доказательства указанного нарушения.

Исходя из ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.

В связи с нарушением сроков доставки грузов, ООО «НТК» начислило ОАО «РЖД» неустойки за нарушение условий договора.

Досудебный претензионный порядок

С целью урегулирования спора в досудебном порядке, руководствуясь ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, Истец направил Ответчику претензии об оплате неустойки по адресам филиалов Перевозчика, в которых были допущены нарушения (по месту нахождения станции назначения в накладной). Претензии были направлены в адрес территориальных филиалов ОАО «РЖД», которые выступали перевозчиками. Факт направления претензий подтверждался почтовыми квитанциями об отправке. В досудебном порядке ОАО «РЖД» отказалось выплачивать неустойки и штрафы.

Суд с ОАО «РЖД» по взысканию неустоек и штрафов за просрочку доставки вагонов

После истечения срока досудебного урегулирования спора, мы обратились в суд, где наши требования были удовлетворены.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что после того, как наш клиент начал наказывать ОАО «РЖД» в судебном порядке, количество просрочек доставки сократилось в разы
На нашем счету уже пять выигранных судов с ОАО «РЖД» за просрочку доставки вагонов.
Неустойки, штрафы Судебные споры
Made on
Tilda